Как сообщает РБК, за год на портале появилось несколько сервисов: карты, новости (на главную страницу, как и у "Яндекса", выведен топ-5 новостей), картинки, видео, погода, курсы валют, браузер.
Однако, запущенные сервисы по качеству сильно отстают от конкурентов — "Яндекса", Mail.Ru и Google. Например, на картах от "Спутника" можно проложить маршрут, но в отличие от похожего продукта "Яндекса" — без учета времени в пути, навигаторов и данных о пробках. Кроме того, популярности среди россиян за год поисковик так и не достиг.
По словам двух источников, близких к "Спутнику", его аудитория не превышает 100 тыс. человек в месяц. Это при том, что разработчики расчитывали на признание 40% активных интернет-пользователей России, а это более 32 млн пользователей. Самый большой всплеск интереса к госпоисковику, по данным TNS Russia, наблюдался сразу же после запуска — в мае 2014-го, тогда месячная аудитория сайта в России составила 1,9 млн человек, но к июню 2014 она сократилась более чем втрое — до 508 тыс., а позже уже не оценивалась. По словам представителя TNS Russia Светланы Гребенюк, данные об аудитории "Спутника" слишком малы, поэтому не попадают в выборку. При этом сообщается, что инвестиции в провальный проект были вложены колоссальные. По информации источника в "Ростелекоме", российской госкомпании, "дочкам" которой принадлежит 74,99% капитала, до 2014 года вложения в проект достигли 580 млн руб.
В то же время президент "Ростелекома" Сергей Калугин в интервью газете "Коммерсантъ" в феврале говорил, что в 2015-м "Спутник" получит еще около 600–800 млн руб. на развитие технологий обработки "больших данных".
Десктопный браузер «Спутник» (www.sputnik.ru) включен в единый реестр российского программного обеспечения (ПО). Приказ об этом подписал министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров.
«Спутник» - социально ориентированная интернет-платформа, которая помогает эффективно и просто решать повседневные задачи пользователей. На базе поисковых технологий «Спутник» создаёт линейку интернет-сервисов, которые повышают доступность официальной информации, государственных служб и услуг, предоставляемых в цифровой форме.
«Спутник», известный своими удобными и полезными функциями для комфортного и максимального серфинга в интернете - среди более 800 программных продуктов, включенных в реестр российского ПО.
По данным портала Минкомсвязи, решение о включении продуктов в реестр было принято в ходе заочного голосования членов Экспертного совета по российскому ПО. Добавленные программные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 16 ноября 2015 года. В том числе 56 заявок признаны соответствующими классам программного обеспечения, указанным заявителями, и еще 35 заявок — классам ПО, определенным ответственным членом Экспертного совета.
Напомним, что 16 ноября 2015 года правительство России своим постановлением запретило российским госорганам и госучреждениям закупать иностранное ПО при наличии аналогов, указанных в реестре отечественного ПО. Ограничение вступило в силу с 1 января 2016 года.
* * *
«Спутник» - социально ориентированная сервисно-поисковая платформа. Разработчиком является ООО «Спутник», контролирующим акционером которой выступает дочерняя компания ПАО «Ростелеком».
Сегодня в команде «Спутника» 150 технических специалистов и менеджеров, реализовано 4 вида поиска и более 10 сервисов. Проект вырос из стартапа команды энтузиастов информационного поиска, которая начала разработку в середине 2000-х в структуре одного из российских ИТ-холдингов. Сотрудничество с «Ростелекомом», который исследовал возможности выхода на новые рынки, началось в 2010 году. Уже в 2012 году начались активные инвестиции в проект, а в 2013 году концепция «Спутника» стала полноправной частью стратегии «Ростелекома» как платформа для массовых социально ориентированных сервисов.
Что будет с российским поисковиком "Спутник" за 20 миллионов долларов?
Весной 2014 года компания "Ростелеком" запустила отечественную поисковую систему "Спутник". К сожалению, инициатива не получила особой популярности, и сейчас перед разработчиками стал вопрос о дальнейшей судьбе проекта. По данным LiveInternet, у "Спутника" нет даже 1% поискового рынка рунета. В апреле этого года число переходов с этого поисковика на другие сайты рунета составило 100 823 раза. Для сравнения, "Яндекс" и Google могут похвастать миллиардами переходов в месяц. Доля "Яндекса" в апреле составила 54%, Google - 40,8%, Mail.ru - 4,4%.
"Компания хочет повысить эффективность и снизить расходы. Для этого идёт поиск новой экономической и рыночной модели из-за изменившейся ситуации на рынке и в экономике", - заявил Андрей Поляков, представитель "Ростелеком".
По данным одного из источников, "Спутник" могут переориентировать для решения задач, связанных с расчётом больших данных. Окончательное решение о дальнейшей судьбе проекта будет принято до 1 июня этого года. Решать этот вопрос будет новый президент "Ростелекома" Михаил Осеевский. При этом специалисты уверены, что полное закрытие "Спутника" маловероятно, ведь в нём применяются собственные технологии машинного обучения и возможность обработки больших объёмов неструктурированных данных. "Ростелеком" может использовать эти наработки для других задач.
По данным "СПАРК-Интерфакса", выручка "Спутника" в 2015 году составила 136,6 миллиона рублей, а убыток - 150,5 миллиона рублей. При этом на разработку поисковой системы было выделено более 20 миллионов долларов.